В декабре в школе-интернате проведена тематическая Неделя социально- бытовой ориентировки «Наши права и обязанности».
В рамках этого проекта была определена основная цель работы -социализация наших учеников , подготовка их к самостоятельной жизни и участию в общественно-полезном труде, дифференцирование понятий права и обязанности, активизация мыслительной деятельности ,расширение словаря, развитие устной и письменной речи.
План недели социально-бытовой ориентировки
Дата День недели Название мероприятия Классы Ответственные 10.12-13.12 10.12 Понедельник-четверг Понедельник Оформление стенгазеты о жизни в классе (надежды,достижения, неудачи Практикум «Помощь воспитателю младших классов в организации быта и отдыха в группе » 1-9 7класс 5уроком В 1 классе Классные руководители, воспитатели, педагог организатор Гадалова Т.И 11.12 Вторник Путешествие в город «Здоровейск».Знакомство с кабинетом СБО,с понятиями ответственность,обязанность,право. Разгадывание кроссвордов,ребусов Оформление стенда «Твои права и обязанности» 4 2урок 5-9 Гадалова Т.И. Гадалова Т.И. Чередниченко О.А. 12.12 Среда Дискуссионный клуб .Тема «Права и обязанности школьника» 8-9 7 урок Гадалова Т.И. Черидниченко О.А. 13.12 Четверг Открытый интегрированный урок СБО и Русского языка Обобщающий урок по теме «Семья-имя сущестительное» Оформление стенда « Права и обязанности школьников» 6 класс 2 урок Гадалова Т.И. Кольцова Т.А. Гадалова Т.И. Чередниченко О.А. 14.12 Пятница Математика в быту Подведение итогов конкурса стенгазет,разгадывание ребусов и кроссвордов 5а-5б 5 урок Гадалова Т.И. Колобова Н.И. Гадалова Т.И.
Годнева А.А.
Построение предметного обучения по интегрированному типу отвечает задачам личностно-ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить основной тип отношения ученика к окружающему миру, который выступает для него целостно, многосторонне, динамично. На интегрированных занятиях дети с нарушениями интеллекта работают легко и с интересом усваивают большой по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества. На необходимость сочетания разнообразия содержания и деятельности и учета положительных качеств личности обращал внимание еще В.А. Сухомлинский. «Главное, - писал он, - умение подметить в каждом ребенке его сильную сторону, добиться того, чтобы живинка получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала индивидуальность. Осознание своего успеха в каком-то одном деле является для ребенка могучим источником нравственного достоинства, источником моральной стойкости и преодоления трудностей в других делах».
Интегрированный урок СБО и русского языка в 6 классе активизировал учеников на уроке ,которые слабы в определении имени существительного ,но активны в определении понятия семья.
Слайды ребус, родословное дерево, сравнение слово семья со словом семя, определение сходство и различия в написании, смысловом понятии, определение склонения, изменение слова по падежам ,нахождение однокоренных слов помогли школьникам в определении темы урока «Семья –имя существительное». Дети получали удовольствие от работы ,так как были успешны в выполнении разноуровневых заданий.. На уроке была цель, выяснить ,какую семью можно назвать дружной, крепкой. При работе использовался опыт детей, которые рассказывали о своих правах обязанностях в семье и правах и обязанностях родителей. Для проведения интегрированного урока важно знать программы смежных предметов. По плану самообразования в этом году я ставила задачу изучить программу русского языка, обществознания ,определить возможность интеграции учебного материала СБО и этих предметов.
На внеклассном занятии СБО с 4 классом знакомились с понятием
«Социум», «Быт» , «Ориентировка», обязанности, ответственность ,выполняя практические задания по определению размера обуви, работе с кухонным оборудованием, выполнению правил ЗОЖ и т.д.
С пятиклассниками учились спорить и доказывать, кто прав, кто виноват, почему предметы ,занимающие одинаковый объем имеют разный вес и наоборот. При этом закреплялись названия кухонного оборудования , продуктов и способов их использования. Все происходило при совместной работе с учителем математики Колобовой Надеждой Ивановной.
Одной из обязанностей детей в семье и условием создания крепкой и дружной семьи является помощь родителям в организации досуга младших сестер и братьев. Толерантность к окружающим тебя людям проявилась на практическом занятии в 1 классе, когда мальчики 7 «А» заботливо учили играть малышей, подарили им сделанные сообща пазлы и игру, проявили ответственность и сделали вывод что семья - понятие более широкое, чем проживающие вместе родственники, Есть школьная семья, что членами семьи являются и домашние животные. Которые тоже требуют внимания и помощи.

8 и 9-е классы закрепляли умения работать с деловыми бумагами, справочной литературой по вопросам права , изучали Устав школы, работали с толковыми словарями.
Интеграция учебного материала СБО, русского языка, обществознания активизировало занятие . Смена ведущих занятие, разнообразие заданий , деятельностный подход позволили изучать тему разносторонне. Большое значение в организации интегрированных занятий важно найти единомышленников. Ими стали наши педагоги Годнева Анна Анатольевна, Чередниченко Ольга Александровна, Кольцова Татьяна Анатольевна.
Хочется поблагодарить классных руководителей и воспитателей , которые помогли провести конкурс стенгазет на тему « Наш социум».

Таким образом , проект «Наши права и обязанности» получил своё завершение. По итогам Недели СБО проведена общешкольная линейка.
Победителями в разгадыании кроссвордов и ребусов стали Кулагин Н.,Сеничкина Л., ,Сеничкин Р,,Гутова В., Гутов Д.,Котов И.,Малышев Г.,Рюмин И.,Казанская Т.
Среди начальных классов призовые места стенгазет распределились следующим образом
1-е место 1 класс; 2-е место 3 класс; 3-е место 2 класс
Среди старших классов
1-е место 6 класс; 2-е место 9 «Б» класс; 3- место 9 «А»класс.
Победителями в исследоательской работе победила « лаборатория №1» 5 «А»класса.
В дискуссионном клубе лучшими стали учащиеся 8 класса.Победители получили школьные награды и сладкие призы.

Ожидаемые результаты получены. Работа требует продолжения.
Социально- бытовая ориентировка умственно отсталых детей существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности. обусловленной психическим недоразвитием. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, наши дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач .В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.